Amantes- amentes...
Моя бабушка часто говорила маленькой мне: «Не капризничай, войны ты не видела…» Словно в упрек. Не видела. Живу в относительном мире, хоть и рядом с Чечней.

Но любопытство жадное до прошлого, мне всегда было гораздо интересней то, что было до, чем то, что будет через n лет. Наверное, поэтому предпочитаю фантастике историческую прозу.



Больше всего хочется увидеть насильственную смену эпох, глазами стороннего наблюдателя. Как озлобленные, необразованные плебеи ломали лепнину барских усадеб, рвали портьеры на половые тряпки, жгли, уничтожали, чтобы однажды, окончательно обезумев от крови и кокаина, застрелиться собственным маузером. Как во имя сумасшедшей безыдейной Идеи страной, огромной, могущественной, но уже избитой и разграбленной, правит больной человек с зажатым в кулак рыжеватым лицом. Как нежных, бледных, словно непропеченное тесто, дам сменяют беспринципные, с коротко стриженными затылками гражданки в кожаных куртках с мужского плеча. Как все, что не перевернулось с ног на голову- упало на бок. Как страна терпеливо пережидает гражданскую войну. А гражданская война- это же как голова воевала бы с ногами или правая рука с левой.

А сейчас? «Анархия- мать порядка»,- носит бессмысленный девиз, написанный рукой подростка, на своем кирпичном теле каждый второй дом...


Комментарии
05.03.2005 в 10:55

Нда... смена формаций, штука, конечно, интересная. Особенно, если наблюдать со стороны. Но... Как бы Вам сказать, за волнующими воображение картинами стоят судьбы реальных, живых людей. Это не так изыскано-изящно...



Я могу Вам вкратце поведать немного из истории своей семьи те немногие факты, которые у нас передавались "из уст в уста". Причем, вполголоса, как правило.

Итак - немного о Гражданской.



Мой дед по отцу был казачий офицер. Воевал в Германскую в составе Сальского казачьего полка. Участвовал в Брусиловском прорыве, не раз попадал под обстрелы кайзеровской артиллерии. Я был совсем маленьким, когда доводилось слушать его рассказы о том, как приходилось закрывать лошадям глаза, когда над ними с жутким раскатисто-басовым рёвом пролетали светящиеся красным светом тяжелые снаряды. Лошади очень пугались, бесились. Еще он вспоминал кавалерийские атаки на немецкие позиции, жуткую, жестокую мясорубку, в которую попадали немецкие пехотинцы, если их нервы не выдерживали вида несущихся на них коней, роняющих пену.



Потом пришло "смутное время". Что было - он не рассказывал никогда. Отмечу только, что "всплыл" он в Туркменистане, куда забросили его неведомые пути-дороги Гражданской. Там, в маленьком жарком городке Байрам-Али родился мой отец.





Что касается материнской линии, то по ней все предки, до четвертого колена (от меня) были инженерами. По тем временам - уважаемая должность. Причем инженерами-железнодорожниками. Прадед был начальник станции Полтава, имел возможность отправлять своих дочек (мою бабушку и её сестер) учиться в Киевскую Женскую гимназию, так как от дороги ему полагался собственный вагон и локомотив. Просто по должности.



Его брат был тоже путейским инженером, начальником Киевского вагоноремонтного депо. Его судьба сложилась трагически. Надеюсь, Вы читали Булгакова "Белая гвардия"? Так вот, во время описываемых там событий, захвата Киева войсками Петлюры, он был зверски убит. Убит на своем рабочем месте, в конторе управляющего вагоноремонтным депо. Петлюровцы, ворвавшиеся в город, стали требовать от него порожних вагонов. Он им отказал, причем в довольно грубой форме, за что был насмерть заколот штыками. Жизнь тогда почти ничего не стоила.



Моя бабушка и её сестры, выпускницы 1917 года, несмотря ни на что смогли окончить Высшие Женские курсы и получить образование учительниц словесности.

К тому времени мой прадед уже умер, а моя бабушка вышла замуж тоже за путейского инженера.



Далее настал период относительного затишья и "индустриализации". Дед был весьма толковым специалистом своего дела. Он начинал строить Харьковский Паровозоремонтный (ныне - тепловозный) завод в должности Главного инженера строительства, потом был переведен начальником такого же объекта в Улан-Удэ, а

затем - в Читу. Совсем немного поработав начальником станции Чита, он вновь был откомандирован на строительство вагоноремонтного завода, уже в Чите.



Семья жила далеко не бедно, даже в смутные двадцатые и в начале тридцатых годов.

Моя мама и её сестра и брат часто вспоминали те годы. Им удавалось подолгу отдыхать на Кавказе и курортах Крыма - дед отправлял их туда на все время летних каникул.



В 1935 году дед, Бурый Иван Лукич, был переведен приказом Наркомата железных дорог в Москву, на должность начальника тяги (паровозного хозяйства) Курской дороги. Вместе с ним переехала и вся его семья. Им была выделена отличная квартира в новом доме. Этот дом существует и сейчас. Выходит фасадом на Садовое Кольцо (Земляной Вал). В нем, в этом доме, находится выход их метро, станция "Курская".



Надо сказать, что дед был не просто железнодорожный чиновник. Он был очень образованый и эрудированный человек. Знал в совершенстве немецкий, читал и говорил на французском, английском, самостоятельно научился играть на фортепиано.

Но самая большая его лбовь была, конечно, техника. Он никогда не догуливал до конца отпуск и, отправляясь на службу, всегда говорил жене: "Не могу сидеть больше дома, Дуся! Паровозы зовут!"... Он сам смастерил первый в семье приёмник, и много других вещей, но у него была Мечта. Мечта, которую может понять всякий инженер. Если он инженер, конечно, а не просто "выпускник ВУЗа".

Дед мечтал создать автоматическую вагонную сцепку.



Мама до сих пор вспоминает, как у них в квартире собирались друзья деда. Пили чай, курили, подолгу обсуждая чертежи, разложенные на столе. Их было много - чертежей. Дед сам чертил, расчитывал, проектировал. Многое приносили и его друзья. Они не интересовались политикой. Зачем? Ни один настоящий инженер никогда не променяет свое ремесло на словоблудие. Демиурги и стяжатели власти - никогда не были совместимыми понятиями.



Уже гораздо позже, в начале пятидесятых, когда мама пришла работать в КБ Люблинского Литейно-Механического завода МПС(в Подмосковье), и заводу было поручено наладить выпуск автосцепки, в её сознании всплыли детские воспоминания о дедовских чертежах. Именно такие она видела в отцовском доме, "На 8-м этаже", как говорили у нас в семье.



Только это устройство называлось уже "автосцепка Новикова"... Новиков был один из начальников Главка в МПС, которому дед рассказал об изобретенной им и его друзьями автосцепке - подлинно революционной по тем временам.



А что же дед? А все очень просто.

1937 год. Посмотрите: http://stalin.memo.ru/spiski/pg04084.htm

Там есть и Бурый Иван Лукич - мой дедушка. И многие из его друзей - конструкторов и инженеров-путейцев. 1-я категория... ВРАГИ НАРОДА...



Моя бабушка получила 10 лет лагерей.

Мою маму, её сестру и брата, спасла сестра бабушки - Екатерина Ивановна.

Ей удалось отправить их на целый год на украину, к хорошим знакомым моего

прадеда. Так семья избежала детдома, сохранилась. Бабушке Кате не разрешили работать по специальности - учительницей. С большим трудом ей удалось устриться в продуктовый магазин кассиршей. Жили впроголодь. Но её племяннки и племянницы учились. Несмотря на то, что были "детьми врага народа".



Только благодаря откровенно-смелому поступку тогдашнего Ректора ММИИТа (железнодорожного института), который был прекрасным другом моего деда, маме удалось поступить учиться в институт. Учиться в войну. Рыть окопы на трудфронте под бомбами, работать в эвакуации, в Сибири, идти с обмороженными ногами (в Москве-то валенок не носили, молодые-горячие! Приехали в чулках и туфлях - в минус 30! Девушки - всегда девушки!), идти сдавать кровь. Падать в голодные обмороки на лекциях и засыпать на чертежах...Окончить его по специальности "Паровозы и паровозное хозяйство" в 1944 году. Потом вновь встретиться со своим расстреляным отцом - уже лишь по воспоминаниям о виденных в детстве документах...



Не думаю, что стоит продолжать. Я могу писать еще много. Это только незначительные эпизоды из жизни моей семьи... Может, Вам это уже и не интересно?



Зачем я все это написал? Просто чтобы Вам не казалось, что "красивость мук" стоит того, чтобы их тепреть. Совершенно не стоит! И эти "в кожанках" - настоящее БЫДЛО, что бы о них не говорили. Страна была погублена, измотана, ограблена. Уничтожены все лучшие представители её народа. Весь мир накормился нашими инженерами, конструкторами, художниками, артистами...



А мы? Мы - продолжаем жить при потомках "кожанок". Точнее - доживать.

Но все-таки, пусть нас осталось только горстка, мы будем пытаться что-то сделать.

Именно поэтому я воспитал дочку как будущего инженера. Чтобы сохранить традиции и память семьи. Не благодаря, но - вопреки! Недавно, моя пожилая тётя передала ей семейную реликвию. Золотое кольцо, которое хранили все женщины нашей семьи, передавая по наследству. Кольцо - простое, даже без метки и пробы. Сделанное для своей русской жены нашим далеким предком из заработанных честным трудом золотых монет. Тоже инженером, воевавшим в артиллерии Наполеона Бонапарта, в 1-м корпусе маршала ДавУ, и плененного под Малоярославцем.

Этот француз был первым в роду инженером. Теперь дочке продолжать традицию. Надеюсь, ей это удастся. Вступительное тестирование по математике будет 12-го марта. Хочу, чтобы ей повезло...



Вот такая история...
05.03.2005 в 11:31

Вот хочу добавить, прочитав Ваше "нежных, бледных, словно непропеченное тесто, дам" . Мою дочку зовут Екатерина. В честь сестры её родной прабабушки, спасшей семью в 1937-м.



Моя бабушка Катя, будучи той самой "нежной, бледной", имея в своих предках обедневших российских дворян (упомянутый француз как раз женился на русской дворянке), была очень сильным, умным и веселым человеком. Всегда умевшим посмеяться над бедами, читавшей до 98-ми лет "Нувель де Моску" по-французски, всегда обращавшей внимание на мелочи в воспитании своих племянников, влемянниц и нас - её "внуков". Она даже поступилась своим личным счастьем, отказавшись уехать со своим женихом к нему на родину, чтобы "вывести в люди" своих племянниц и племянника, дать им возможность получить образование. Все они окончили институты. Мама стала инженером-конструктором на заводе, выпускающим запчасти к железнодорожному подвижному составу, её сестра - инженером-геодезистом, принимавшим участие в составлении первых гравиметрических карт страны, брат (ныне уже покойный) - специалистом в области телемеханики, участвовавшем в запуске первых космических кораблей, старте Гагарина, получивший несколько орденов Трудового Красного Знамени, орден Знак Почета, медаль "За освоение космоса" №14. Все это - заслуга их тётушки, "кисейной барышни-дворянки"...



Главным в человеке, по мнению бабушки Кати, должна быть человеческая порядочность и преданность работе. Без работы она жизни не представляла, особенно - для мужчин... Увы, никаких документов, из которых сейчас можно было бы установить принадлежность к сословию не сохранилось. Остались только семейные предания.



Конечно, это все для Вас - чужая история. Наверное даже ненужная и скучная. Тем не менее, для нас - это то, что помогает жить и определяет жизнь мою, моих родственников, моей дочери.

Вы уж извините, если что не так написал.



P.S. С наступающим Вас праздником! Надеюсь, Вас минует жизнь "в революции".

Здоровья и счастья!



P.P.S. В прошлом посте я немного ошибался. Вместо "НКПС" написал "МПС" - извините, торопился. Мысли летели...
05.03.2005 в 14:54

Amantes- amentes...
Спасибо, мне действительно было интересно. Я тоже хотела бы так же знать историю своей семьи. Но, к сожалению, сейчас это невозможно, и только самостоятельные поиски могут что-нибудь дать. Все, что знаю- судьба моих дедушки и бабушки по материнской линии очень похожа, хоть и родились они в разных концах страны. Их отцы расстреляны, как и полстраны, по статье "измена Родине", воспитаны дальними родственниками, в огне войны потеряли всех немногих, кого можно было назвать семьей. Это судьба миллионов. Одинаковая.

Да, вы сто раз правы во всем.

Ничего красивого в революции быть не может, да я и не искала.

Просто в моем сознании никак не укладываются в стройную цепь знания о революции, они противоречивы и нереальны. Много документальных фильмов, много книг, и у каждого автора и режиссера своя правда. Единственное, в чем они сходятся- страна представляла собой серую толпу, которой руководил некто черный. Все равны. Ты умнее, образованнее, талантливее, словом, выше? Изволь на колени.

В школе очень любила литературу. Было...просто странно изучать авторов XX века и читать в учебниках, что это- Новое искусство. Что эти бездарные, вульгарные, отвратительные строчки- Новая литература. Что дешевая революционная проза- новый жанр. На смену прекрасному, настоящему искусству пришло антиискусство, уродство, грязь, и это- Новая жизнь.

Малевич раз и навсегда черной краской по белому холсту провел черту, через которую не переступить, черту между старым искусством и новым, под девизом "десакрализация!", девизом неучей, плебеев, бездарей.

Но это одна сторона вопроса. А их еще великое множество. Единственное, что я понимаю абсолютно четко- я ничего не понимаю.

Поэтому просыпается этот интерес. Посмотреть. Со стороны. Понять.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии